Беларуский форум о собаках!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Беларуский форум о собаках! » Поболтаем? » Собаки в религии


Собаки в религии

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Христианство

Собака-это часть природы. Об отношении человека к живому миру можно прочитать в первой главе Библии. С одной стороны, Бог дал власть человеку над всеми животными. С другой - власть эта предполагает и ответственность человека перед Богом за все живое на Земле. Человек должен заботиться о всем мире, приумножать его богатства, чтобы все живое на Земле сохранялось и приумножалось. Одним словом, человек должен очень трепетно и заботливо относиться ко всему тварному миру. В послании Апостола Павла сказано: "Тварь (т.е. все, что сотворено) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". (Рим 8,19,22). Человек - дитя Божие, но нужно не только именоваться, но и быть им во всем, в том числе и по отношению к окружающему нас миру. Поэтому человек в ответе за всё, что происходит на Земле с природой. Библия не отделяет собаку от других животных. В Библии не говорится о какой-либо дискриминации собаки, не содержится какой-либо запрет на нее. Правда, в Библии есть места (например, в послании Апостола Петра), где содержатся, казалось бы, нелестные слова о собаке: "многие грешники, обратившись в Христианство, вновь возвращаются к своим грехам, как пес возвращается на свою блевотину". (2 Петр. 2,22). Но это же не есть хула на животное. Или вот в Евангелии говорится: "Не давайте святыни псам". Тут опять же нет отрицательного отношения к собакам! Просто все должно быть соразмерно. Нет, собака - это удивительное животное. Отец Александр Мень как-то сказал: "Собака - это вообще почти как человек". Кто еще из животных может так любить человека, быть таким верным другом? Сложно вспомнить библейские, евангельские выражения, плохо говорящие о собаке или содержащие запрет на содержание ее в доме. Другое дело, что в прежние времена, когда уклад жизни людей был другим, собака, выполнявшая роль сторожа и пастуха, естественно жила во дворе, а не в доме. Сегодня же образ жизни человека изменился, но собака по-прежнему нам нужна во всех ее ипостасях, и мы, живя в городе, не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это. Собаке нельзя входить вхрам, потому что в принципе она - дворовое животное. Ведь ни лошадь, ни свинью в храм не повести, а кошка - не дворовое, а домашнее животное, к тому же ее присутствие в храме носит функциональный характер: она ловит мышей. Кроме того, по поводу нахождения животных в храме есть свои каноны. И объясняются они не тем, что животные - чистые или не чистые, а сложившимися традициями. Храм - особое место, а дом - это дом. Напрасно некоторые пытаются разделить все на чистое и нечистое, Божье и не Божье. Это неверно. Главное - понять, весь мир - Божий, и разделить его нельзя. Только зло - не от Бога. Но кто может сказать, что собака - зло? Грех - не от Бога, опять же, кто может сказать, что собака - грех? Человек порой в своей жизни творит такое, что ни одному животному в голову не придет. Даже в христианстве есть представление о собаке как о священном символе. Так, у Данте veltro, "гончая", означает загадочного провозвестника Второго Пришествия и одновременно "гибеллинского императора" (и вновь связь с Империей!). А монахи католического ордена святого Доминика расшифровывали свое название "доминиканцы" как "Domini canes", "псы Господни". Со времен крестовых походов иудаизм начинает особенно остро ощущаться как "чужая" религия, иудей - как "чужой". Именно крестовые походы, наряду с эсхатологическими ожиданиями, активизировали древнейшие слои верований народа. На немецкой гравюре XV в. изображено сожжение иудея. Он висит на перекладине, вниз головой, между двумя собаками 12. Очевидно отождествление иудея и собаки. В христианстве пес как нечистое животное противопоставляется святыне и, соответственно оскверняет святыню ("не давайте святыни псам"). Пес ассоциируется с язычниками, вообще с иноверцами.

0

2

Ислам

Традиционно, собаки в исламе рассматриваются как нечистые животные, контакты с которыми мусульманам заперщены. К сожалению, большинство мусульман именно этим оправдывают свое неприязненое и враждебное отношение к собакам, не смотря не то, что Коран выступает против любых проявлений жестокости и все животные в нем описаны как "общие человеку". Собака в исламе считается "наджис" - это библейское слово переводится как "змей", то есть нечистым животное, которое может осквернить одежду, пищу и самого человека. После осквернения любой правоверный обязан совершить очищение. Существуют специальные правила, что делать в таких случаях. Есть хадисы, где говорится, что ангелы не войдут в дом, если там есть собака. Сообщается, что Аиша сказала: "Однажды Джибрил, мир ему, пообещал посланнику Аллаха, ДбеАип, что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не явился ". Аиша сказала: "И он отбросил посох, который держал в руках со словами: "Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!" -, а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: "Когда он вошёл?" Я сказала: "Клянусь Аллахом, я не знала о нём!" И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибрил, мир ему. Посланник Аллаха, ДбеАип, сказал: "Ты обещал мне, и я ждал тебя, а ты не пришёл ко мне! 0н сказал: "Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение". (Муслим). По преданию собака укусила пророка, за это ее прокляли. Однако, в Коране об этом не сказано. В то же время, есть знаменитые арабские породы собак, например, салюки (слуги) - и другие борзые.

http://i015.radikal.ru/0805/00/f3f6ba6aa7a0.jpg

В эмиратах они пользуются невероятным успехом, их возят с собой на седлах и выпускают лишь при приближении к дичи. В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки: "Однажды царь Соломон, согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным явиться на общий конгресс, на этом конгрессе каждое из них должно было высказать свои нужды и желания и взамен того выслушать как внутреннюю организацию каждого, так равно и его отношение к другим созданиям Творца. По зову царя собрались на съезд все животные за исключением только ежа. Разгневанный таким неповиновением пророк обратился к предстоящим членам конгресса с вопросом - не вызовется ли кто из них отправиться на поиски ослушника. Из среды множества животных выступили всего два охотника: лошадь и собака. В глазах их светилось желание и готовность исполнить волю царя. Лошадь сказала: "Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не в состоянии буду взять его, для этого слишком велик мой рост, и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл". Собака же заявила: "Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я не буду в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его". Выслушав это, пророк произнес: "Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить высказанное ею рвение". Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидали, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное. Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке выказал особую милость: считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, пророк, избранник Бога, сказал лошади и собаке: "Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога". А.Чайковский, записавший эту легенду в XIX веке, рассказал далее о том, что в Турции люди строго придерживались изречения Соломона. "В этом собственно, - отмечает автор, - и следует искать причины особенной любви их к лошадям и борзым собакам; по крайней мере, этим объясняют и извиняют ту терпимость, с которой они относятся к присутствию борзых в своих комнатах, несмотря на то, что борзая принадлежит все-таки же к зоологическому виду собак, а всякая собака вообще считается у них нечистой, борзой .в этом отношении делается исключение. Так, например, вычистив скребницей свою лошадь, потрепав и погладив ее, мусульманин может идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает, так как он не утрачивает при этом своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами, считающимися нечистыми по правилам магометанской религии. То же самое и относительно борзой собаки: лаская и гладя ее, правоверный не теряет чистоты своей и после этого может прямо сесть на маленький коврик, на котором мусульманин читает свои молитвы. Остальные животные не имеют таких привилегий, например, буйвол и вол пользуются большим почетом в качестве помощников при обработке земли, производящей хлеб, баран - в качестве жертвенного животного, кошка - в качестве животного, полезного в домашнем хозяйстве, но несмотря на это все они нечисты. Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен непременно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение. Борзые служат предметом нежных забот и ласк для мусульманских женщин. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето - легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью. Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо. Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость. У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия". Нечистыми собаки считаются только в шиизме. В суннитском Исламе этого нет, во всяком случае, так сказал Моххамед. Согласно Исламу, собаки не могут быть предметом купли-продажи, но при этом дозволено подарить их кому-либо. Шариат допускает держать собаку только для охраны (вне дома), с целью пасти скот и охранять. Можно также усыпить собаку, если нет возможности решить вопрос дозволенным способом. Хадисы Пророка запрещают держать собаку в целях развлечения. От Ибн Умара передано: "Я слышал, что Посланник Аллаха сказал: "Вознаграждение за служение Аллаху того, кто держит собаку, кроме как для охоты или для того, чтобы пасти скот, сокращается каждый день на две большие доли" (Приводится у Малика и Муслима). Возможно, негтивное отношение к собакам- один из способов досаждать зороастрийцам, приверженцам религии, которая была распространена на Востоке до появления ислама. В первоначальном исламе нет никаких следов враждебного отношения к собаке как к нечистому животному (теперь это мнение широко распространилось среди мусульман). Мусульмане связывают с небом 10 животных и соответственно их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис (Билкис), кит (Иунус), конь (?) алБурак (Мухаммад), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пещеры - Асхаб ал-Кахф), муравей (Сулайман). Асхаб ал-Кафх (Ashab al-Kahf, "те, кто в пещере"), в мусульманской мифологии молодые люди, спрятавшиеся вместе с собакой в пещере, чтобы уберечь свою веру в единого бога во время преследований. Эпизоды, посвящённые Асхаб ал-Кафк, изложены в Коране, в суре "Пещера". Согласно Корану, молодые люди обратились к Аллаху с просьбой смилостивиться над ними и направить на верный путь. Аллах услышал просьбу и усыпил их на 309 лет, которые показались им как "день или часть дня". Над их пещерой (в урочище ар-Раким), обращённой входом к северу, люди устроили потом святилище (18:9-25). В Коране не называется точное число "тех, кто в пещере" и констатируется, что это число, так же как и продолжительность сна, один "аллах знает лучше". Коранический рассказ является вариантом христианского сказания о "семи спящих отроках эфесских", распространённого на Ближнем Востоке до утверждения ислама.

http://i035.radikal.ru/0805/6d/a07070d7a1c6.jpg

Магическую функцию приобрели называемые преданием имена спящих и имя их собаки - Китмир; в некоторых мусульманских странах имя Китмир надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи. В Иране такое отношение к собаке, видимо, поощрялось в связи с тем необыкновенным уважением, которое проявляли зороастрийцы этому животному. Вероятно, дурное отношение к собаке (подобно снятию пояса-кусти или плевку в огонь) являлось внешним признаком обращения в новую веру. Множество мучений, причиненных этим животным мусульманами в течение столетий, служат печальным примером жестокостей, к которым приводит религиозное соперничество. В мусульманском мире собак очень мало, в основном они ведут бродячий образ жизни - собаки-парии, потомки выродившихся древних пород. Разрешается использование соабак на охоте и с качестве охраника. Однако в современных мусульманских городах все больше развивается практика домашнего содержания собак. Несмотря на то, что для мусульман собаки считаются "нечистыми" животными, в последние годы в Иране, особенно в среде прозападно настроенных состоятельных граждан, растет количество собаководов. Многие пытаются объяснить неверность толкования священных текстов, в которых, по их мнению, нет указаний на "нечистость" собак. Ветеринар, хирург д-р Айоб Бандеркер, BVMCh, рассказывает, что с приближением священного месяца Рамадан (и других праздников) множество мусульман приносят своих домашних собак в ветеринарные клиники, чтобы сделать им эфтаназию, т.е, проще говоря, усыпить собственных питомцев. Свои действия они обосновывают следующим заявлением: "Скоро наступает месяц Рамадан, и моя религия запрещает мне держать собак". С другой стороны, очень часты случаи доведения больного животного до летального исхода полнейшим невниманием к нему и игнорирование всякой ветиринарной помощи. Когда он спрашивает владельцев, почему они так долго тянули с обращением к ветеринару, мусульмане обычно объясняют свою апатичность запертами веры прикасаться к собаке. В клинике доктора был случай, когда ноги больной собаки обернули в пластиковые пакеты и таким образом, не прикасаясь непосредсвенно к животному, принесли в госпиталь. Существует множество случаев жестокого обращения и\или равнодушного отношения к собакам со стороны мусульман, которые прикрываются в этих случаях лишь своей верой. Число усыпленных собак в празничное время постоянно увеличивается. Ветеринары все чаще сталкиваются с мусульманами, приносящими здоровых, счастливых животных для усыпления. Настоящей трагедией является откровенная и не скрываема мусульманами вера, в то что они совершают этот ужас во имя своей веры. "Собака, как и все создания, живущие на Земле, были созданы Аллахом. Все мусульмане должны охранять нашу прекрасную планету. Собаки, как и все другие живые создания, на обладание которыми мы претендуем, истинно принадлежат лишь Аллаху. Все животные являются, по исламу, мусульманами, подчиненными воле Аллаха, лишь человек и джинн имеют свободу выбора. Так что даже животные - мусульмане." - говорит доктор Айоб Бандеркер. В Коране (С4:36) сказно, что человек должен делать добро, "…всем, кто находиться в его руках". Комментатор Имаам Фаргудин ал-Раши говорит, что это утверждение относиться не только к обладателям цивилизационных прав, то есть и к животным. Соответственно, долгом человека является хорошее отношения ко всем живым существам, включая собак. Все животные являются частью создания Аллаха, и каждое из них наделенно своей целью. А каждый человек должен уважать все созданное Аллахом, так как оно не бессмысленно. Если человек будет жесток к любому созданию Аллаха, ему придется за это отвечать во время Судного дня. Во несколько из мифов мусульман по отношению к собакам: Нельзя держать собаку, к тому же это негигиенично, так что в дом собак запускать нельзя. Нельзя дотрагиваться до собак. Если собака лизнула человека или его одежду, то необходимо вымыться или сменить одежду. Каждый мусульманин, который держит животных, или как питомца или как хозяйственное животное, должен обеспечить ему достойное питание, жилье, питье, и когда необходимо ветеринарную помощь. Однако этот процесс происходит довольно медленно, так как ислам - консервативная религия. Так в Иране религиозные лидеры настаивают на отлове всех собак в стране. Газета Etemad приводит слова муллы Голамрезы Хассани (Gholamreza Hassani), заявившего во время пятничной молитвы в расположенном на северо-западе страны городе Урумийе (Urumiyeh): "Я призываю ввести закон, обязывающий переловить всех длиннолапых, коротколапых собак, собак с лапами среднего размера и арестовать их длинноногих хозяев.Иначе я буду делать это сам", - добавил он. "В нашей стране существует свобода слова, - сказал Хассани, известный своими частыми эксцентричными выходками, - некоторые люди воспринимают эту свободу как возможность пропагандировать неисламское и развратное поведение". Иранская полиция и уже провела несколько единичных конфискаций собак, хозяева которых находились со своими любимцами на улицах и в общественных парках. Хассани же в своем последнем заявлении призвал расширить антисобачью кампанию, начавшуюся в прошлом году, когда полиция Урумийе отловила всех обнаруженных в городе собак.

0

3

Буддизм

Буддизм - это религия, в которой нет верховного бога, но существуют представления о Будде, которому поклоняются как богу. Буддисты верят в реинкарнацию душ всех живых существ. Каждый своими плохими или добрыми поступками и даже мыслями создает себе Карму. После смерти на основании своей Кармы человек перерождается в какое-либо существо, или же вообще прерывает круг Сансары (цепь перероджений). Каждый буддист должен понимать, что он может переродиться в животное. Поэтому для буддистов немыслимо жестокое отношение к любым живым существам. и если все же кто-то решается причинить вред животному, он тем самым портит свою Карму, и приближается к перерождению таким же животным.

http://i022.radikal.ru/0805/4d/86745957aae9.jpg

Будда часто изображается, окруженным животными. По-видимому, это символизирует его всеобжюю любвь ко всем созданиям. (Метта), так что даже самые опасные звери не причиняют ему вреда. Животные - это создания с плохой Кармой. Улучшив Карму, они в будущем могут переродиться в людей. Поэтому большинство людей в буддистских странах придерживаются вегетарианства. Каждый месяц в день полнолуния отмечается день Пойя (Poyaday). В этот день все правила и запреты приобретают особую силу: нельзя убить даже блоху. Однако такая любовь к животным существует в большинстве случаев только в теории, в реальной жизни в буддистских странах очень много бродячих кошек и собак. Люди относятся к ним безразлично, не причиняя вреда, но и не оказывая какой-либо помощи. Они считают, что животные сами виноваты в своей плохой Карме. По рангу перерождений собаки стоят выше, например, чем кошки. Но это касается только породистых животных. Обычных бродячих собак особо не жалуют, хотя в тоже время с уважением относятся к породистым животным. Самыми популярными породами в Шри-Ланке, буддистской стране, являются немецкая овчарка и белый шпиц, владение такими собаками повышает статус человека в обществе, показывает его благосостояние. Однако в то же время указами правительства Шри-Ланки регулярно отлавливаются и уничтожаются бродячие собаки - и большинство людей относятся к этому равнодушно. Несмотря на все это, монахи в буддистских храмах не забывают о брошеных животных, подкармливая их. Буддизм возник в Индии и затем распространился по всему востоку, сначал проник через Великий шелковый путь в Китай, затем через Корейский полуостров в Японию в 6 веке. С приходом новой религии в Японии появились и ее атрибуты, к которым относились и изображения Будды с двумя, охраняющими его львами. Отсюда пошла традиция ставить изображения двух львов у ворот храма или около Будды. Однако это еще были просто львы, а не собако-львы. Собак-львов можно увидеть у ворот многих японских храмов, они символизируют охраников зданий. Большинство из них делались из камня, однако существуют и деревянные скульптуры этих мифических животных. Известно, что периоды Хейан и Камакура в Японии (8-14 вв) изображения собако-львов располагали не снаружи здания, как это делается сейчас, а внутри под крышами домов или ворот. В этот период почти все буддистские и синтоистские сакральные скульптуры изготовлялись из дерева, и когда собака-львов стали размещать снаружи здания, их стали делать из более прочного и устойчивого камня. Эти животные выглядят очень страно, и совсем не подходят под наши представления о собаке, скорее они напоминают диких зврей. Поэтому разные скульпторы по-своему интерпретировали облик этого мифического зверя. Существует представление о том, что эти собаки якобы попали в Японию из Кореи, и поэтому их часто называют Корейские псы. Другие верят в то, что в древности на острове Куси (Хайато) жили особые люди, которые одевались, чтобы быть похожими на собак и лаяли как псы, чтобы охранять императоров. Так же существует представления, что эти собаки происходят непосредственно от своих предков: львов, охраняющих буддистские храмы. Некоторые из этих животных изображены с открытой пастью, другие же с закрытой, к тому же последние часто изображаются с рогом на голове. Именно те, у которых рот закрыт, а на голове есть рог явяются собако-львами, другие же, с открытой пастью, представляют собой изображения львов. Традиция ставить вместе изображения и льва, и собако-льва возникла в периож Хейн (794-1185). До этого, в период Нара, всегда изображались только два льва. Тибетские собачки, разводимые тибетскими ламами, символизировали Вен Шу - существо, восседающее на льве. В буддизме священный лев имеет важное значение. А так как лювов в Китае не было, то это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва - пекинес, ши-тцу, чау-чау. Они стали религиозными символами. Изображения таких собак устанавливали перед входом в храмы для защиты от злых духов.

0

4

Зороастризм

Религия Ирана до реформы Заратуштры не поддается однозначному толкованию. Наряду с присущими только ей оригинальными чертами, она имеет много общего с ведическим культом в Индии Весьма трудно определить точное время реформы Заратуштры (греческий Зороастр). Судя по всему, реформатор жил в восточном Иране около 1000 г. до н.э. Самобытное учение Заратуштры в нескольких пунктах противостояло прежней религиозной практике: осудив кровавые жертвоприношения и использование хаомы, он предложил также радикальное изменение божественного пантеона, который стал теперь монотеистическим и дуалистическим. Эту новую религию, впоследствии претерпевшую значительную эволюцию, принято называть зороастризмом. Зороастрийские священные тексты были записаны в период с IV по VI вв. н.э. и состоят из нескольких напластований. Авеста включает в себя следующие разделы: Ясна (Книга ритуала), Яшты (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн и Гах (Молитвы), Хорд win Младшая Авеста (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем) с описанием потустороннего мира и Нирангистан (Правила культа). Считается, что древнейшая часть Ясны - Гаты (Песнопения) - восходит к самому Заратуштре. По представлениям последователей древней иранской веры, зороастрийцев, добро и зло, истина и ложь находятся в постоянном противодействии. Суть зороастрийского разделения всех вещей и существ заключается в том, что они либо изначально в виде идей созданы благими верховным божеством Ахура Маздой ("Господь Мудрость") и Святым духом, или сотворены Злым духом, в противоположность благим, - то есть злыми, дэвовскими. Святыми творениями Ахура Мазды считаются семь стихий и существ: огонь, вода, земля, металл, растения, животные и люди. Вторым по святости существом после человека зороастрийцы считают собаку. К "собакам" зороастрийцы помимо непосредственно собак относят некоторых других, приносящих пользу человеку животных, как правило, уничтожающих грызунов и насекомых: ежа, дикобраза (по сходству с ежом), ласку, лису, а также особо почитающуюся выдру, культ которой, очевидно, восходит к глубокой древности и связан с обожествлением воды. Остается неясным, в какую историческую эпоху почитание собаки сложилось в Иране и превратилось в одну из характерных особенностей зороастрийской веры. Ни в одной из сохранившихся частей Авесты - священной книги зороастрийцев - за исключением Видевдата (жреческого кодекса ритуальной чистоты) и пары фрагментов авестийских текстов, собака не упоминается. Это касается старейших частей Авесты. В древнеиндийской Ригведе, которая в основном является более ранними, чем иранская Авеста, памятником содержится немало параллелей с авестийскими гимнами. Собака в Ригведе определена как существо, ритуально нечистое. Что касается авестийского Видевдата, то этот кодекс ритуальных установлении был скомпилирован в единый свод в Дреднеиранскую языковую эпоху во 2 в. до. н. э. - 2 в. н. э., то есть при Аршакидах или Сасанидах. В это отдаленное от формирования религиозной системы зороастризма время в жреческие правила, по-видимому, вносились некоторые изменения и добавления. Несомненно, что некоторые установления Видевдата были составлены уже на мертвом авестийском языке. Текст Видевдата неоднороден, порой отдельные фрагменты несогласованны и даже противоречат друг другу, содержат информацию, относящуюся к явно различным историческим эпохам. Тем не менее, по всему своду собака упоминается неимоверное число раз и повсюду ее место установлено радом с человеком, как существа, практически равного человеку: 8.44 Собака одна, а сравнима с восьмью [существами]: у нее характер священника, у нее характер воина, у нее характер скотовода, у нее характер раба, у нее характер вора, у нее характер зверя, у нее характер потаскухи, у нее характер ребенка. Во втором фрагарде (главе) Видевдата излагается миф о Йиме - первом легендарном царе иранцев, которого в зороастрийской вере наставлял сам Ахура Мазда. Помимо других добрых созданий, населявших благодатное царство Йимы, упомянута и собака: 2.9 ... эти земли наполнялись мелким и крупным скотам, людьми, собаками, птицами и красными горящими огнями. Когда же Йима по указанию Ахура Мазды построил Вар-крепость, служившую убежищем в течение холодных зим, там нашлось место и собакам, причем тем из них, которые как и другие животные зороастрийцев "на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие": 2.33 И вот Йима сделал Вар размером в бег на все четыре стороны и принес туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных горящих огней... Далее в Видевдате собака постоянно упоминается рядом с человеком: 3.2 О Создатель плотского мира, праведный! Где вторая из этой земли наибезрадостнейшая? - И сказал Ахура Мазда: Та, где муж праведный да возведет дом, где огонь, где молоко, где жены, где сыновья, где добрые стада. 3.3 А потом в этом доме обилие коров, обилие Истины, обилие пастбищ, обилие собак, обилие жен, обилие детей, обилие огня, обилие зажиточной жизни. Мера святости созданий Святого духа пропорциональна степени осквернения, которое распространяется вокруг мертвого тела этих существ. Смерть собаки практически приравнивается к смерти человека: 3.8 О Создатель плотского мира, праведный! Где вторая из этой земли наибезрадостнейшая? - И сказал Ахура Мазда: Где больше всего останков закопано мертвых собак и мертвых людей. (И далее Видевдат 3.12, 36-38: 6.1 - земля остается нечистой, если умер человек или собака; 6.10-25 - наказание за оставление на земле костей мертвой собаки и человека; 7.23-24 - может ли очиститься тот, кто ест трупы собак и людей; 7.28 - очищение дерева, которого коснулись трупом собаки или человека и так далее). Судя по тексту Видевдата, над телом мертвой собаки совершали такой же похоронный обряд, как и над телом человека (напр. Видевдат 1.4) - то есть труп собаки выставлялся на специальной площадке (дахме), где под воздействием солнца и при участии птиц и животных - падалыциков (в том числе собак, иногда специально для этого содержавшихся) кости очищались от оскверняющей мертвой плоти. О сохранении этой традиции говорят и более поздние, чем Видевдат, зороастрийские среднеперсидские сочинения, новоперсидские ривайты и, например, свидетельство М. Бойс, лично в 60 гг. наблюдавшей жизнь зороастрийской жизни Ирана. Вместе с тем, постоянное упоминание собаки радом с человеком позволяет сделать предположение, что зачастую слово "собака" было добавлено в тексте при его позднем редактировании: в случаях, как правило, не связанных с описанием конкретных норм, имеющих непосредственное отношение собаке, уходу за ней и разведению, употреблено одно и тоже авестийское слово span- (наряду с которым в Видевдате встречаются еще два обозначения - smn° и ga??a). Таким образом, учитывая сказанное выше об упоминании собаки в Авесте только в одной части, Видевдате, не следует исключать возможность достаточно позднего и искусственно насажденного зороастрийскими жрецами характера "культа собаки", не имевшего в древности столь широкого распространения, как во время кодификации Авесты при Аршакидах или Сасанидах. Что касается зороастрийских мифологических сюжетов, связанных с собакой, то они достаточно редки. В научной литературе неоднократно обращалось внимание на общеиндоевропейский (если не более всеохватывающий) характер зороастрийского мотива собаки, олицетворяющей хтонические силы и связующей два мира - живых и мертвых. Авестийские "желтые четырехглазые и белые желтоухие" собаки сопровождают деву, представляющую личную веру человека, когда та проводит душу умершего по мосту Чинват. В зависимости от того, праведником был покойный или грешником, он без труда проходит по тончайшему мосту и попадает в зороастрийский рай, или проваливается в бездну ада, влекомый безобразной старухой - собственной недостаточной верой. По описанию, да и по своей роли "четырехглазые" собаки Авесты, как неоднократно отмечалось, походят на "четырехглазых пятнистых" собак Ямы, ведического царя мертвых (параллельный ему персонаж в иранской мифологии - упоминавшийся легендарный правитель Ирана Йима). Собакам Ямы предписывалась способность разыскивать тех, кому предопределено умереть, и доставлять их хозяину... Зороастрийские собаки также "видят" смерть, поэтому они наделены четырьмя глазами. Своим взглядом собаки прогоняют демонов смерти и трупного разложения, на чем основано использование этих животных в ряде ритуалов очищения и похоронно-поминального цикла, например в обряде "осматривания собакой". В процессе похорон собаке дают несколько раз посмотреть на лицо покойного, дабы она прогнала демона трупного разложения, набрасывающегося на труп сразу после смерти человека. Участие в подобных ритуалах собака может принимать с четырехмесячного возраста. В среднеперсидском сочинении "Дозволенное - недозволенное" 2.3-4 говорится, что для изгнания демона трупного разложения годится даже слепая собака - она должна положить морду на открытый участок тела, но не на волосы и ногти. И в средне- и в новоперсидских сочинениях утверждается также, что взгляд собаки при необходимости может, заменить тень некоторых птиц, пролетающих над трупом. Реально под "четырехглазыми" собаками, по-видимому, подразумевались те, что имели характерные пятнышки над глазами. Следуя за Видевдатом, зороастрийские сочинения указывают на необходимость использования в ритуалах именно "желтых четырехглазых, белых желтоухих" собак. Однако по свидетельству авторов, наблюдавших жизнь зороастрийцев Ирана нашего столетия, для совершения обрядов годились любые собаки. М. Бойс, описывая зороастрийские районы Ирана 60 гг. ХХ века, отмечает, что в каждой зороастрийской деревне, обитало множество собак. Причем их число значительно превышало необходимое: собаки здесь служили только для защиты жилищ от грабителей и шакалов, и те, и другие были весьма редки. В каждой местности превалировал особый тип животных: "В процветающем Хасанабаде держали огромных, рыжевато-коричневых животных, похожих на мастифов и, возможно, происходивших от сторожевых псов, привезенных сюда в целях защиты первыми зороастрийскими поселенцами в начале нашего века, когда деревня постоянно подвергалась набегам бандитов из Фарса. У большинства этих впечатляющих собак, при знакомстве оказавшихся весьма дружелюбными, были хозяева, которые хорошо их кормили. Собаки в Мазра Калантаре были меньше и в основном желтовато-песочного цвета, но и среди них выделялась группа белых длинношерстных, довольно красивых, если за ними ухаживать. Шехриар Зохраби, в доме которого я останавливалась, был хозяином красивого животного этого типа по кличке Лали, - собаке были поручены дети. Но большинство собак здесь не имели хозяев, единственным домом им служила улица... В Шарифабаде собаки были по большей части черными, вполне обыкновенными, но среди них выделялись похожие на охотничьих золотисто-коричневые животные. У некоторых черных собак были те самые отметины, по котоорым можно было бы распознать "четырехглазых" собак Видевдата, а именно, светло-коричневые пятнышки над каждым глазом; но местные жители никоим образом не выделяли их, и не относились к ним с особым почтением. Белых собак в Шарифабаде не было; но у самого дастура Ходадада был снежно-белый пес, которого он предпочитал использовать в ритуалах и церемониях, поскольку белый считается зороастрийским цветом. По иронии, эта собака, возможно, одна из последних среди многих тысяч, содержавшихся когда-то зороастрийскими жрецами в Иране, была чистокровным терьером, привезенным из Европы и откликавшимся на кличку "Джэки". Зороастрийские собаки традиционно хорошо содержались, как это предписано еще Авестой: им предписано давать "долю мужа" - молоко и жир с мясом (Ввдевдат 13.28). За плохое кормление собак было определено наказание (Видевдат 20-27). Помимо обычного смысла, кормлению собак придавалось и ритуальное значение: считалось, что данная этим животным пища достается умершим родственникам. В новоперсидском сочинении "Сто глав" (31.1) говорится, что необходимо при каждом приеме пище три ломтя хлеба давать собаке. Обычно современные зороастрийцы дают такую долю собакам, зачастую бездомным, во время, посвященное душам умерших праведников сразу после захода солнца. При этом хлеб и посуда должны быть ритуально чистыми, то есть до кормления собаки к ним никому не следует прикасаться. Помимо предписания кормления собаки, в Видевдате содержатся правила относительно разведения этих животных: собаку привязывали в специально вырытой для этого яме, "вдали от детей и огня, сына Ахура Мазды", а затем подпускали к ней трех кобелей, что представлялось гарантом для получения жизнеспособного потомства (Видевдат 15.46-49). Если к дому или стойлу для скота зороастрийца приходила бездомная беременная собака, он должен был поддерживать ее вплоть до рождения щенков, а затем до момента достижения ими шестимесячного возраста (Видевдат 15.20- 45). Таким образом, зороастрийцы, повидимому, не занимались специальным разведением собак и выведением особых пород. Ниже приводится перевод 13-го фрагарда Видевдага, полностью посвященного собаке.
Видевдат. 13 фрагард
1. Что за создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа?
2. И сказал Ахура Мазда: Ванхапара-еж - дикая остромордая собака, которую злословящие люди называют именем Дужака, - вот это создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа.
3. И если кто-либо, о Спитама Заратуштра, убьет Ванхапару, дикую остромордую собаку, которую злословящие люди называют именем Дужака, то повредит свою душу на девять поколений, для которых мост Чинват станет непроходимым, если он при жизни не искупит (этого греха) перед Сраошей.
4. О создатель плотского мира, праведный! Если кто-либо убьет Вакхапару, дикую остромордую собаку, которую злословящие люди называют именем Дужака, какое ему наказание? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут тысячу ударов конской плетью, тысячу (ударов плетью) "делающей послушными".
5. Что за создание Злого Духа, из тех созданий, которые созданы Злым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Святого Духа?
6. И сказал Ахура Мазда: Дэв, имя которого Заиримьянура-черепаха, о Спитама Заратуштра, которого злословящие люди называют именем Заиримьяка, - вот это создание Злого Духа, из тех созданий, которые созданы Злым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Святого Духа.
7. Если кто-либо, о Спитама Заратуштра, убьет дэва Заиримьянуру, которого злословящие люди называют именем Заиримьяка, прощена будет его (злая) мысль, прощено (злое) слово, прощено (злое) дело; искуплена будет его (злая) мысль, искуплено (злое) слово, искуплено (злое) дело.
8. Кто убьет собаку из стерегущих скот, стерегущих дом, охотничьих и обученных, душа того с большим криком и большим воем отойдет к будущей жизни, чем мог бы волк вопить, попав в глубочайшую западню.
9. Никакая другая душа не поддержит его душу в смерти криком и воем; ни одна из двух собак, стерегущих мост (Чинват), не поддержит ее в смерти криком и воем.
10. Кто нанесет стерегущей скот собаке ушиб, или отрежет ей ухо, или порежет ей ногу, а из-за этого вор или волк незаметно утащит из стада скотину, тот должен тогда вред искупить: искупить наказанием за умышленно совершенное ранение собаки.
11. Кто нанесет стерегущей дом собаке ушиб, или отрежет ей ухо, или порежет ей ногу, а из-за этого вор или волк незаметно утащит из дома добро, тот должен тогда вред искупить: искупить наказанием за умышленно совершенное ранение собаки.
12. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет собаке, стерегущей скот, смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут восемь сотен ударов конской плетью, восемь сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
13. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет собаке, стерегущей дом, смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут семь сотен ударов конской плетью, семь сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
14. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет охотничьей собаке смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут шесть сотен ударов конской плетью, шесть сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
15. О Создатель плотского мира, праведный! Какое наказание тому, кто нанесет молодой собаке смертельный удар, (от которого) испускают дух? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут пять сотен ударов конской плетью, пять сотен (ударов плетью) "делающей послушными".
16. Столько за ежа, столько за визу, столько за дикобраза, столько за острозубую ласку, столько за пушистую (?) лису, - за всех существ Святого Духа, относящихся к собакам, кроме водяной выдры.
17. 0 Создатель плотского мира, праведный! Где собаке, стерегущей скот, положенное место? - И сказал Ахура Мазда: В пределах расстояния йуджйасти от стада ходит она, выслеживая вора или волка.
18. О Создатель плотского мира, праведный! Где собаке, стерегущей дом, положенное место? - И сказал Ахура Мазда: В пределах расстояния хатра на пути к дому ходит она, выслеживая вора или волка.
19. О Создатель плотского мира, праведный! Где охотничьей собаке положено место? - И сказал Ахура Мазда: (С тем), кто ничего не требует из умений, нуждается в защите жизни.
20. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющий пищей стерегущую скот собаку столь согрешит такими делами? - И сказал Ахура Мазда: Настолько согрешит, как если бы он в этой плотской жизни обделил пищей хозяина знатного дома.
21. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющий пищей стерегущую дом собаку столь согрешит такими делами? - И сказал Ахура Мазда: Настолько согрешит, как если бы он в этой плотской жизни обделил пищей хозяина среднего дома.
22. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющий пищей охотничью собаку столь согрешит такими делами? - И сказал Ахура Мазда: Настолько согрешит, как если бы он в этой плотской жизни обделил пищей пришедшего к нему в дом столь праведного мужа, обладающего теми же качествами, что и священник.
23. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющий пищей молодую собаку столь согрешит такими делами? - И сказал Ахура Мазда: Настолько согрешит, как если бы он в этой плотской жизни обделил пищей юношу, посвященного в правила веры, который трудясь исполняет службу.
24. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющему пищей стерегущую скот собаку какое наказание? - И сказал Ахура Мазда: Он подлежит телесному наказанию: пусть ему нанесут две сотни ударов конской плетью, две сотни (ударов плетью) "делающей послушными".
25. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющему пищей стерегущую дом собаку какое наказание? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут девяносто ударов конской плетью, девяносто (ударов плетью) "делающей послушными".
26. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющему пищей охотничью собаку какое наказание? - И сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут семьдесят ударов конской плетью, семьдесят (ударов плетью) "делающей послушными".
27. О Создатель плотского мира, праведный! Обделяющему пищей молодую собаку какое наказание? - сказал Ахура Мазда: Пусть ему нанесут пятьдесят ударов конской плетью, пятьдесят (ударов плетью) "делающей послушными".
28. Так в этой плотской жизни, о Спитама Заратуштра, из созданий Святого Духа быстрее всего стареют те собаки, которых оставляют без еды возле едящих, видящие, но не получающие; принеси им молока и жира с мясом - положенную собаке пищу.
29. О Создатель плотского мира, праведный! Если в маздаяснийском доме собака безголосая окажется бешеной, что тогда делать маздаяснийцам?
30. И сказал Ахура Мазда: Пусть наденут ей на шею, завязав затем морду, специально вырезанный кусок дерева: твердого, размером в ашти, мягкого - вдвое больше.
31. И так пусть прикрепят, если же не закрепят ей (морду), и нелающая собака, бешеная, поранит скот или человека, пусть понесет наказание за нанесенное ранение как за умышленное.
32. Если в первый раз нападет на скот, в первый раз поранит человека, - пусть ей отрежут правое ухо; второй раз нападет на скот, второй раз поранит человека, - пусть ей отрежут левое ухо.
33. Если в третий раз нападет скот, в третий раз поранит человека, - пусть ей отрежут от правой ноги; четвертый раз нападет на скот, четвертый раз поранит человека, - пусть ей отрежут от левой ноги.
34. В пятый раз нападет на скот, в пятый раз поранит человека, пусть ей отрежут хвост. И так пусть прикрепят, если же не закрепят ей (морду), и нелающая собака, бешеная, поранит скот или человека, пусть понесет наказание за нанесенное ранение как за умышленное.
35. О Создатель плотского мира, праведный! Если в маздаяснийском доме собака, потерявшая нюх, окажется бешеной, что тогда делать маздаяснийцам? - И сказал Ахура Мазда: Пусть выискивают средство ее вылечить как для посвященного праведника.
36. О Создатель плотского мира, праведный! Если искомое не найдется, что тогда делать маздаяснийцам?
37. И сказал Ахура Мазда: Пусть наденут ей на шею, завязав затем морду, специально вырезанный кусок дерева: твердого размером в ашти, мягкого - вдвое больше. И так пусть прикрепят, если же не закрепят ей (морду), то потерявшая нюх собака упадет в яму, или в колодец, или в расщелину, или в протоку, или в судоходные воды и от этого пострадает.
38. И если она пострадает от этого, виновные подлежат телесному наказанию.
39. Собаку создал, о Заратуштра, Я Ахура Мазда, Одетую в свою одежду, обутую в свою обувь, Бодрствующую, острозубую, Получающую долю мужа для охраны мира. Так я, Ахура Мазда, собаку предназначил быть отражем от племени туранского, покуда стоит твердыня Истины, покуда стоит мир.
40. И в том доме, где, о Спитама Заратуштра, будет бодра она голосом, не утащит незаметно ничего из хозяйства вор или волк; убиты будут ею волки, отброшены волки, брызжущие слюной.
41. О Создатель плотского мира, праведный! Какой же из двух волков более достоин убиения, о праведный Ахура Мазда, когда собака породит волка или когда волк собаку? - И сказал Ахура Мазда: Такой из двух волков более достоин убиения, о праведный Заратуштра, когда собака породит волка, чем когда волк собаку.
42. Те две собаки: - (от них) - стерегущих скот, стерегущих дом, охотничьих, обученных, - происходит смертельные для живых существ, те, что становятся опаснее, злее, убивающими больше живых существ, чем другие собаки.
43. Те два волка: - (от них) происходят смертельные для живых существ, те, что становятся опаснее, злее, убивающими больше живых существ, чем другие волки.
44. Собака одна, а сравнима с восьмью (существами): у нее характер священника; у нее характер воина; у нее характер скотовода; у нее характер раба; у нее характер зверя; у нее характер потаскухи; у нее характер ребенка.
45. Пищу ест как священник, неприхотлива как священник, незлобива как священник, довольна как священник, довольна и малой долей как священник. В этом она как священник. Держится впереди как воин, сражается за скот благодатный как воин, она - позади и перед домом как воин. В этом она как воин.
46. Бдительная, спящая чутко как скотовод, она - перед и позади дома, позади и перед домом как скотовод. В этом она как скотовод. Угодливая как раб, коварная как раб,...(?). В этом она как раб.
47. Ждущая темноты как вор, промышляющая ночью как вор, вслепую хватающая пищу как вор, ненадежная как вор. В этом она как вор. Ждущая темноты как зверь, промышляющая ночью как зверь, вслепую хватающая пищу как зверь. В этом она как зверь.
48. Угодливая как потаскуха, коварная как потаскуха, гадящая на дороге как потаскуха... (?). В этом она как потаскуха. Сонливая как ребенок, слюнявая как ребенок, высовывающая язык как ребенок, забегающая вперед как ребенок. В этом она как ребенок.
49. Когда двое подходят к моим домам, не должно препятствовать им собаке, стерегущей скот и стерегущей дом. Не стояли бы прочно мои дома на земле, созданной Ахурой, если бы не было собаки, стерегущей скот и стерегущей дом.
50. О Создатель плотского мира, праведный! Когда умирает собака, ничего уже не выслуживающая, и семя которой иссякло, куда отходит ее дух?
51. И сказал Ахура Мазда: Он приходит к источникам вод, о Заратуштра, в которых сотворяются две водяные выдры: из тысячи сук собак и тысячи кобелей собак - пара выдр, - сука и кобель. Убивший выдру вызывает засуху безпастбищную.
52. Тогда это жилое место покинет, о Спитама Заратуштра, счастье и изобилие, здоровье и целительность, процветание, приумножение, произрастание, когда рост хлебов и пастбищ?
54. И сказал Ахура Мазда: Не вернется тогда, о Спитама Заратуштра, ни счастье и изобилие, ни здоровье и целительность, ни процветание, приумножение, произрастание, ни рост хлебов и пастбищ.
55. До тех пор, пока не будет убит ударом убивший здесь выдру, пока посвященной душе этой выдры не принесется жертва, в течение трех дней и трех ночей не возожжется огонь, не будет простерт барсман, поднесена хаома.
56. После этого вернутся счастье и изобилие, здоровье и целительность, процветание, приумножение, произрастание, рост хлебов и пастбищ. Зороастризм сохраняется в Иране и после арабского завоевания, о чем свидетельствует пехлевийская литература. В Х в., в результате подавления нескольких антимусульманских мятежей, большая часть зороастрийцев покидает Иран и переселяется на север Индии (Бомбей), где они до сих пор образуют замкнутую и богатую общину парсов.

В. Ю. Крюкова

0

5

Иудаизм

Во всех трех мировых религиях собакам, как говорится, не повезло. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Вероятно, ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена и на животных. Отчасти пренебрежительное отношение к собакам унаследовало и христианство. Впрочем, в Византии известна даже икона с изображением св. Христофора с головой пса (по легенде он попросил у Бога песью голову, чтобы не смущать своей красотой девушек во время проповеди). Тут уместно обратить внимание читателя на то, что символизирует собака в еврейской мистической традиции. Не менее интересно в нашем случае то символическое значение, которое придается собаке в еврейской мистике. Собака в Каббале символизирует сфиру Гвура - "суровость", и рассматривается как символ неотвратимости возмездия, как символ суровости приговора.

по материалам с сайта: http://dog-info.narod.ru/

0

Похожие темы


Вы здесь » Беларуский форум о собаках! » Поболтаем? » Собаки в религии